Что такое йога?

Что такое йога?

Слово “йога” образовано от санскритского  слова “юдж” – “yuj”, означающего “связывать”, “соединять”, “скреплять”, “сцеплять”, а также “направлять”, “сосредотачивать внимание”. Оно также означает союз или общность. Йогу следует рассматривать как гармонию трех начал человека: физического, умственно – эмоционального (психического) и духовного.
Йога – одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Она была верифицирована, скоординирована и систематизирована Патанджали в его классическом труде “Йога сутры”, состоящем из 185 сжатых афоризмов. По представлениям индийцев все проникнуто Верховным Вселенским Духом, частью которого является душа отдельного человека. Система йоги получила свое название, потому что учит тому, как душа отдельного человека может соединиться или вступить в общение с Верховным Вселенским Духом и достичь таким образом освобождения.
Соединение тела и духа, затем объединение тела и духа с Я есть Йога. Это философия, поскольку она приводит человека к пониманию того, что такое правильное поведение и как прийти к праведной жизни.
Йога – это уникальная наука и искусство. Это универсальная культура, так как она подходит любому, независимо от возраста, пола или национальной принадлежности. Она целостна, поскольку касается всего спектра бытия человека, включая физический, психический и духовный компоненты в их целостности. Это психосоматическая наука. “Психо” и “сома” – греческие слова. “Психо” значит “ум”, а “сома” – “тело”. Практически невозможно провести точную границу и указать, где кончается тело и начинается психика или где закончится психика и начнется Я. Йога учит нас, что тело и ум, ум и тело работают вместе в совершенном равновесии и согласии с Я.
Йога есть не что иное, как метод объединения тела с духом и духа с Я.
Йога имеет несколько аспектов: Раджа-йога, Бхакти-йога, Карма-йога, Хатха-йога, Джнани-йога, Тантра-йога, Крия-йога, Лайя-йога, Мантра-йога, Прана-йога, Кундалини-йога и т.д.
Здоровье основано на принципах морали, физической дисциплины, психического бодрствования и духовного равновесия. Йога имеет восемь аспектов: Яма – социальная этика, Нияма – личная этика, Асана – позы, Пранаяма – различные дыхательные техники, Пратьяхара – дисциплинирование органов восприятия, Дхарана  - интеллектуальная стабильность, Дхияна – погруженность в глубокую медитацию, Самадхи - самореализация. Т.о. йога очищает тело от загрязнений в виде болезней, развивает в ученике эмоциональную стабильность, ясность интеллекта и равновесие. Все восемь аспектов йоги взаимопереплетаются на всех уровнях бытия – от уровня кожи до уровня Я – и проявляют себя, начиная с уровня Я и кончая уровнем кожи.
Наше тело само по себе – тонкое и хорошо организованное образование. Оно обладает даром приспособления даже тогда, когда владелец пренебрегает им. Оно имеет пять уровней или оболочек: физическое тело, физиологическое тело, ментальное тело, интеллектуальное тело и духовное тело.
Физическое тело – это кости, суставы, мышцы. Физиологическое тело состоит из дыхательной системы, циркуляторной системы, пищеварительной системы, нервной системы, клеточной системы, системы желез, а также жизненных органов, таких, как желудок, печень, селезенка, поджелудочная железа, мочевой пузырь и т.д. В действительности, эта оболочка действует как мост между физическим и духовным телом.
Если сознание – царь органов чувств, то дыхание – царь сознания. А царь дыхания – нервная система. Практика йоги предохраняет нервную систему от напряжения, и поэтому дух в трудных обстоятельствах остается незыблемым.
Воля, движение, мотивация и сбор информации принадлежит сознанию. Разумное использование различных систем тела и психики относится к интеллектуальной сфере, а незамутненное и ненарушаемое блаженство принадлежит уже и области Я.
Йога играет большую роль в развитии внутреннего органического тела, привитии ему культуры, а также координации физического тела и различающего ума.
Практика йоги снимает напряжение и стрессы и создает огромную защитную силу, которая позволяет справиться с враждебными силами, такими, как физические или психические болезни. Она сохраняет гибкость нервной системы, обеспечивая разрешение разнообразных проблем, возникающих при нашем взаимодействии с внешним миром. И наконец, она универсальна и не привязана к какой-либо религии или секте. Йога раздвигает границы деятельности ума и тела, заставляя их напряженно работать и рефлексироваться. Она порождает надежду, уравновешенность, дружелюбие вместо страха, отчаяния, сомнения и отвержения.
Мудрецы и философы сравнивали жизнь с колесницей, которую тащат два коня – материальный и духовный, - бегущие в унисон.
Любое расхождение в скорости приводит к неблагополучию. Беда нашего века состоит в том, что материальный конь колесницы бежит быстрее духовного.
Имеется ли способ уравновешивания материального и духовного знаний, чтобы создать условия для гармоничной жизни?
Имеются четыре пути, ведущие к самореализации:
1.      путь знания;
2.      путь действия;
3.      путь преданности;
4.      путь йоги.
Путь знания дает возможность отличать добро от зла, выбирать правильную линию поведения, видеть различия между природой и индивидуальной душой, достичь самореализации и единения с Богом.
Идущий по пути действия отдает должное служению человечеству и Богу. Добрые дела и исполнение долга ведут к освобождению. Посвятивший себя преданности видит присутствие Бога во всех одушевленных и неодушевленных предметах. Преданный полон любви ко всему живому и достигает освобождения с именем Бога на устах.
Следующий по пути йоги упражняется в умении следить за изменениями своего состояния, стремясь к внутренней стабилизации, с тем чтобы через постижение собственной сущности, приобретающей кристальную ясность, постичь Бога.
Путь йоги получил столь высокую оценку не потому, что остальные три пути менее значимы, а потому, что йога достигает полноты, включая в себя остальные три пути – знания, преданность и действия. 
 
Хатха-йога. 
 
“Ха” – Солнце, “тха” – Луна. Хатха-йога – форма йоги, которая первостепенное внимание уделяет физическому телу.
Хатха-йогу составляют Асана и Пранаяма. Яма и Нияма – Крия-йога, но без Ямы и Ниямы невозможно освоение асан и пранаямы.
Яма – Социальная дисциплина, означает ограничение или воздержание. Правила ямы – ненасилие, правдивость, бескорыстие, отсутствие стремления к стяжательству, умеренность, всепрощение, сострадание, прямота, стабильность интеллекта.
Нияма – индивидуальная дисциплина. Правила обращения с самим собой включают в себя элементы физической и умственной дисциплины:
Чистота – внутренняя и внешняя – очищение пяти органов и чувств и личная гигиена.
Удовлетворенность – состояние духа имеющее существенное значение для здоровья и развития тела и психики. Недовольство ведет к жадности и зависти, которые ненасытны.
Строгость к себе.
Самопознание.
Милосердие.
Скромность.
Интеллектуальная убежденность.
Вера.
Асаны (позы) переносят упражняющегося из физического плана в духовный. Тело и дух взаимосвязаны и взаимозависимы. Любое нарушение в теле вызывает нарушение духа и наоборот. В йоге тело и дух воспитываются посредством неуклонного процесса практики асан, чтобы предотвратить любое нарушение в их функционировании. Такая практика дает здоровье, уравновешенность, подвижность и иммунитет от болезней.
Все виды упражнений имеют две стороны – движение и действие. Асаны упражняют в равной мере переднюю, заднюю, боковую и внутреннюю части тела, так как каждая поза представляет собой монолитное единство, в котором каждая часть имеет особую роль, и не одна часть не забыта. Движение заключается в постоянном переходе из одной позы в другую и с места на место. Хотя асаны кажутся внешне статичными, тем не менее они наполнены внутренним динамизмом. Во время выполнения асан производится целый ряд движений и действий, таких, как горизонтальное, вертикальное, диагональное и круговое растяжение и расширение. Это требует мастерства, понимания и усердия. Ни один участок тела и сознания не остается незатронутым, если асаны выполняются правильно и внимательно.
Между йогой и другими физическими упражнениями имеется большая разница. Асаны выполняются на психофизическом уровне, в то время как физические упражнения имеют чисто внешний характер. Несмотря на то, что асаны развивают соматическое сознание, они также стимулируют генерацию внутреннего сознания и уравновешивают психику.
Пранаяма – контроль над дыханием, конечным результатом которого является успокоение духа и нервной системы.
Прана – это воздух, дыхание, сама жизненная сила, яма означает увеличение его длины, глубины и объема. Т.о., систематическое удлинение вдоха и выдоха, как и паузы между ними, являются контролем над дыханием.
Йога это культура тела, сознания и души. При физических упражнениях требуется точное выполнение движений, в то время как в йоге помимо точности культивируется более глубокая осознанность, которая приводит к равновесию между телом и духом.
Практика асан и пранаямы приводит к оптимальной работе дыхательной системы, обеспечивая необходимое насыщение крови кислородом и улучшая кровообращение по всему организму. Асаны помогает снимать усталость, боль и страдания. Они помогают не только нездоровому выздоравливать, но и здоровому оставаться здоровым. В отличие от других систем йога развивает в организме симметрию, координацию и выносливость. Асаны могут помочь координировать неправильные движения мышц, вызывающие перегрузку и растяжение связок. Если спортсмены, мужчины и женщины, истощили свои силы, они легко могут восстановить свою энергию при помощи асан. Благодаря асанам можно увеличить также амплитуду движений.
Практика йоги оказывает колоссальное воздействие на характер человека и придает ему моральную и интеллектуальную силу. Отношение к жизни становится более положительным и терпимым. Гордость и эгоизм искореняются, и вместо них вселяются смирение и скромность. Человек становится более вдумчивым и проницательным, а его ум – более ясным. Все это настраивает на созерцание.
 
Марина Жукова
Основатель, ведущий инструктор по йоге
Центра йоги «Золотой Лотос»
Великий Новгород
 
Литература:
1.      Айенгар Б.К.С.
Прояснение йоги. (йога Дипика); Перевод с англ. – М.: МЕДСХН XXI, 1993.
2.      Свами Вишну – девананда.
Полная иллюстрированная книга йоги – “Московская Театрально – Концертная ассоциация, “Паритет, ” 1990.
3.      Гита С.Айенгар.
Йога для женщин. – М.: “Наука”, 1992.