Зачем в йоге нужен учитель?
В наши дни в России, как в Европе и в Америке, йога приобрела огромную популярность. Появились собственные «звездные» преподаватели, известные на мировом уровне. Нередко в Москву, в Санкт-Петербург и другие города приезжают со своими мастер-классами знаменитые западные учителя, организуются йога-фестивали, йога-туры, практически во всех городах России открыто множество центров, студий, клубов йоги. Йога у нас коммерциализировалась (как собственно в США и в Европе).
Многие люди пытаются заниматься йогой самостоятельно по книгам, видео, различным телепрограммам, нигде не обучаются, не имеют своих учителей. Ввиду этого впоследствии у них возникает много проблем, в том числе и со здоровьем.
Йоге невозможно научиться по книгам. Практики передавались испокон века устно, от учителя ученику, чтобы сберечь учение от искажения, а также, чтобы неподготовленный ученик не навредил сам себе некорректной самостоятельной практикой.
В нынешнее время преподаватель йоги – это мост между древней традицией и современной жизнью.
Не каждому преподавателю удается совмещать серьезный подход к личной практике с регулярным проведением групповых занятий. Но с точки зрения учеников, это логично. Ходить надо к тому, кто готов уделять вам время и силы. Не стоит искать какого-то заоблачного Гуру, вопрос не в том, «кто более продвинутый». Вопрос соответствия уровня преподавателя и вашего текущего уровня подготовки (реализации).
Придя на занятие,  посмотрите на преподавателя, и решите — хотите ли вы быть на него (нее) похожими. Если нет — это не ваш «Йидам», не ваш шаблон. Преподаватель может научить только тому, что знает и практикует сам — поэтому, чем больше вы с ним будете заниматься, тем больше будете на него похожими.
Преподаватель имеет опыт достижения успеха в различных техниках, а также опыт ошибок — неверного выполнения. Поэтому он (она) может подсказать вам нюансы выполнения практик, и оценить правильность того, что вы делаете. В йоге всегда практикуется индивидуальный подход, т.к. у всех у нас разное тело (отсюда разная работа в асанах) и разные возможности легких (отсюда разная работа в пранаямах), и тем более — разное состояние ума (поэтому у одних людей получается одна медитация, а у других - другая). Преподаватель наверняка знает гораздо больше техник, чем тот набор, который дает на занятиях или даже в рамках курса. Поэтому преподаватель может подобрать вам индивидуально именно те упражнения, которые нужны вам на данном этапе.
Преподаватель в каком-то смысле именно «тренер», который мотивирует вас заниматься. Бывают дни, когда не хочется идти на йогу, и даже придя в зал, у вас как будто нет сил заниматься. Потом это проходит. Преподаватель — тот, кто мотивирует вас встать на коврик, и начать двигаться — а дальше уже энергия асан и пранаям делает свое дело, и занятие происходит, и вы полны сил. На занятии именно преподаватель похвалит вас, закрепляя полученный опыт самодисциплины. Многим людям (которым сложно заниматься дома), преподаватель по йоге просто необходим!
Харизма или пассионарность, или закон притяжения. Некоторые преподаватели отличаются тем, что до мозга костей уверены в том, что они делают, как живут, и что преподают — и поэтому буквально «заряжают» других своим «фанатизмом». Это в высшей степени ценное качество. С таким преподавателем у вас даже не возникает вопрос, вставать на коврик или нет — вы уже знаете, что сейчас будете делать все, что он скажет, и даже больше. С такими преподавателями бывает очень быстрый рост, наработка практики.
Преподаватель йоги — почти всегда мастер какого-то одного метода. Поэтому изучать с ним надо именно то, что он сам практикует. Смотря по типу направленности своего личного развития, преподаватель  может помочь вам добиться тех или иных результатов.
Хороший преподаватель йоги должен как минимум обладать начальными познаниями в области анатомии, физиологии тела, травмобезопасности и психологии; иметь знания по эффектам и противопоказаниям разных йогических техник; знать историю и философию йоги, классические тексты, разбираться в направлениях и школах йоги; знать методики построения индивидуальных и групповых тренировочных занятий; знать практику асан «в потоке» и статике, базовые пранаямы (дыхательные практики) и шаткармы (очистительные процедуры); уметь видеть и поправлять ошибки учеников.
В йоге отношения между учителем и учеником очень тесные, и их не так-то просто установить. В Индии, например, учитель не станет брать себе в ученики любого желающего, он тщательно отбирает учеников и должен удостовериться, что они соответствуют требованиям и вправе получать наставления в йоге.
Все будущие йоги начинают свой путь с выбора школы и учителя, и вот здесь главное – проявлять здравомыслие.