что такое йога

Йога нечто иное, как практика постоянного и непрерывного осознания
своего подлинного, высшего «Я».
Доктора, знаменитости и разные люди – все в один голос восхваляют достоинства йоги как универсального средства, благодаря которому отступают болезни, увеличивается запас жизненных сил, тело становится более подтянутым и послушным, а ум спокойным.
Что же представляет из себя эта древняя дисциплина? Наблюдая за нынешним расцветом йоги на Западе, трудно поверить, что она не является порождением нашего общества, с его увлеченностью модными трендами, помешательством на здоровом образе жизни и стремлением получить максимальную отдачу при минимуме энергозатрат. Тем не менее йога была создана в Индии около пяти тысяч лет назад мудрецами риши. У них не было намерения изобрести средство от лишних килограммов, боли и даже нервного напряжения. Их интересовало лишь одно – укрощение нашего строптивого и беспокойного ума посредством использования возможностей тела и дыхания.
Корни йоги
Основная мысль «Йога-сутр» – «Библии йогов», как ее часто называют, – сформулирована уже в первых строках: «Йога читта вритти ниродха», то есть «Йога есть остановка колебаний ума». Только когда наш ум становится тихим и безмятежным, говорит автор «Йога-сутр» мудрец Патанджали, мы можем вкусить истинные плоды практики, такие как внутреннее равновесие, любовь, сострадание и радость. Даже если мы не ставим перед собой таких высоких целей, именно об этом идет речь на занятии, когда нас просят
сосредоточиться на настоящем моменте и наблюдать свое самоощущение здесь и сейчас.
Йога – это санскритское слово, которое можно перевести и как «союз», и как «объединять». Патанджали говорит, что йога – это одновременно состояние и действие, направленное на достижение этого состояния. Состояние йоги – это когда практикующий более не находится под властью бесконтрольного потока мыслей, а переживает единение с высшим сознанием, превосходящим пределы личного эго. Такое трансцендентное и несомненно духовное по своей сути состояние иногда называют просветлением. Практика йоги состоит из конкретных техник, предназначенных для пробуждения данного состояния. Она напрямую связана с развитием осознанности, поскольку только при непоколебимом и однонаправленном уме мы можем осуществить то, о чем Патанджали говорит в следующих строках: «Тада драштух сварупе авастханам», что означает «Тогда созерцающий пребывает в своей истинной природе». Другими словами, йога нечто иное, как практика постоянного и непрерывного осознания своего подлинного, высшего «Я». Мы учимся быть этим «Я». Мы выполняем практику снова и снова, каждый день, чтобы объединить в одно целое ум, тело, дыхание и дух.
Постепенно мы начинаем понимать, что эмоции столь же недолговечны, как непрерывно меняющаяся мода, а также видеть, как мысли – хорошие и дурные – управляют нами. Лучше узнав себя, мы видим правду: ум – это процесс, а не объект. И именно мы им управляем. У нас всегда есть выбор, мы сами решаем, о чем и как нам думать, и этот выбор позволяет нам правильно выстроить стратегию своей жизни и в конечном итоге быть счастливыми здесь и сейчас.
Восемь ступеней йоги
На сегодняшний день доступно множество различных форм практики и техник йоги, направленных на обуздание мыслей и интеграцию сознания. Многие из них, хотя и не все, уходят корнями в философию, изложенную в «Йога-сутрах», которые, как считается, были написаны Патанджали во II веке до н.э. «Йога-сутры» – короткий труд, в нем всего 195 афоризмов или сутр, которые в совокупности дают нам четкое и целостное представление о том, как использовать техники йоги для достижения состояния йоги.
Патанджали указывает ясный путь, состоящий из восьми ступеней, ведущих к освобождению.
Яма: этический кодекс йоги
Первая ступень – это яма, универсальные этические заповеди, лежащие в основе всей практики йоги, а именно: ахимса (непричинение вреда), сатья (правдивость), астейя (неприсвоение чужого), брахмачарья (сексуальная умеренность) и апариграха (нестяжательство).
Само слово «яма» значит «ограничение», и это нередко вызывает вопросы у тех, кто только начал заниматься йогой. Мы склонны ассоциировать йогу с открытостью и расширением – особенно в физическом плане, поскольку привыкли измерять прогресс в практике, достигнутой свободой движений. Кажется почти парадоксальным, что в классической йоге самоограничение ставится на первое место. Тем не менее, если мы намерены изучать йогу серьезно, для начала следует взглянуть через призму принципов
ямы на свои взаимоотношения с окружающим миром. До тех пор, пока мы не научимся отслеживать и контролировать наиболее очевидные, внешние аспекты своего «Я» и его проявление в социуме, не следует надеяться на изменения на более тонком уровне.
Важно заметить, что в философии йоги отсутствует налет дидактизма. Она прагматична до предела. Патанджали не говорит нам, что причинять боль окружающим, лгать, воровать, иметь нескольких сексуальных партнеров и потакать своей жадности плохо.
Скорее он пытается донести до нас следующее: подобное поведение заставляет нас больше страдать. Мы не сможем положить конец собственным страданиям, если будем причинять их другим.
Нияма: жизненные принципы
Второй раздел йогического пути – нияма: пять правил или принципов индивидуального поведения. Первый – это шауча (чистота), под которой понимается не только содержание в опрятности тела и жизненного пространства, но и чистота помыслов, культивируемая нами во время занятий йогой и в повседневных делах.
Второй принцип – сантоша (удовлетворенность). Йогическое чувство удовлетворенности – это спокойная открытость любому жизненному опыту. Настоящий йогин способен принять даже то, что в данный момент его вовсе не устраивает.
Следующий принцип ниямы – тапас (самодисциплина). Чтобы достичь результата, мы должны быть последовательны в практике. Мало что столь точно отражает дух дисциплины, как усердие в продвижении к поставленной цели.
Свадхъяя (самопознание) – это размышление о том, насколько сильна наша зависимость от собственных беспокойных мыслей и о том, как часто они мешают нам ощутить глубинную связь со своим истинным «я». Также на пути самопознания мы изучаем философию йоги и пытаемся постичь сокровенную суть ее учений.
Ишвара-пранидхана (вверение себя Высшему Началу). Практикуя ишвара-пранидхану, мы «отпускаем» плоды своей практики, поднося их божественной силе. Мы также вверяем себя ей при преодолении всевозможных препятствий и трудностей, постоянно помня о том, что мы всего-навсего люди, и в конечном итоге не все в нашей власти.
Асана: легкость в теле
Третий раздел посвящен асане (положению тела). Патанджали говорит, что положение нашего тела, имея при этом в виду позу для медитации, должно быть «устойчивым и удобным». Он не упоминает ни одну из поз, которые мы выполняем на занятиях йогой, –
они описаны в других текстах, например, в «Хатха Йога Прадипике». Патанджали делает упор на то, что йогин должен использовать свое тело таким образом, чтобы оно стало качественным инструментом для дальнейшего духовного развития и медитации.
Асана не просто умение неподвижно сидеть с прямой спиной в медитативной позе – это телесная практика, а «грубые» физические ощущения весьма прямолинейно учат нас фокусировке ума. Когда во время занятия мы сконцентрированы на дыхании и определенных участках тела (мышцах, костях, внутренних органах), у нас развивается сосредоточенная осознанность. К примеру, при наклоне вперед активное вытяжение мышц и подколенных сухожилий заставляет нас обратить пристальное внимание на
заднюю поверхность бедра. Мы снова и снова возвращаем свои мысли к одной точке, и это «дрессирует» наш ум, как непослушного щенка.
Пранаяма: обуздание энергии жизни
Пранаяма – это йогическая работа с дыханием. Слово «прана» переводится как «вдох, дыхание, жизнь, ветер, энергия». Корень «аяма» означает «длительность, управление, распространение, сдерживание». Таким образом, пранаяма нечто иное, как управление дыханием, а если заглянуть чуть глубже, управление жизненной энергией и самой жизнью. Наблюдение и контроль над дыханием успокаивают ум и готовят нас к следующим ступеням йоги. Однако помните о том, что сказано в «Хатха Йога Прадипике»: «Как львов, слонов и тигров приручают медленно и осторожно, также и праной учатся управлять очень медленно и постепенно, в соответствии со способностями и физическими возможностями ученика. Иначе она убьет его». Именно поэтому многие учителя йоги советуют не торопиться с освоением сложных дыхательных техник.
Пратьяхара: взгляд внутрь
Практикуя пратьяхару, мы намеренно «отключаем» чувственное восприятие. В начале занятия мы закрываем глаза, чтобы пресечь поток зрительных образов, а затем работаем над тем, чтобы ослабить остроту своей реакции на любую стимуляцию органов чувств. В состоянии пратьяхары мы по-прежнему сохраняем способность слышать и ощущать, но поступающие через нервную систему сигналы из внешнего мира больше не отвлекают и не тревожат наш ум. Это помогает нам лучше понять разницу между сознанием и
чувственным опытом, изменчивым и непостоянным по своей природе.
Дхарана, дхьяна и самадхи: интеграция сознания
Последние три ступени йоги – это дхарана (концентрация ума), дхьяна (медитация) и самадхи (союз). Патанджали строит свое изложение так, что их взаимосвязь очевидна.
Умение сохранять неподвижность позы и держать ум сосредоточенным на одном объекте – это дхарана, или концентрация. Когда концентрация становится непрерывной и последовательной, она называется дхьяной, или медитацией. Таким образом, медитация не «путешествие» ума по заоблачным далям, а его пребывание в настоящем моменте, здесь и сейчас. Только в состоянии абсолютного «присутствия» мы можем пережить самадхи: состояние слияния с вечным истоком, являющееся конечной целью практики йоги.
Йога как единое целое
Нередко мы изучаем йогу шаг за шагом, ступень за ступенью, но полезно помнить, что все ее «ветви» сплетены в единую целостную систему, поэтому подлинная практика йоги отнюдь не линейный процесс. Освоив науку Патанджали, мы движемся по всем указанным им направлениям одновременно. Восемь ступеней йоги, безусловно, могут сделать нас счастливыми и избавить от страданий, говорит Патанджали, но для этого они все без исключения должны стать неотъемлемой частью нашей жизни и практики.
Три последние ступени опираются на первые пять: без гармоничных взаимоотношений с миром, без правильного поведения, без стабильности позы и дыхания и без умения отстраняться от тирании органов чувств нам не удастся превратить свой ум в подходящую основу для переживания состояния тотального единства с Божественным.
Состояние единства со Вселенной не является чем-то исключительным – оно потенциально доступно каждому и в любой момент времени. Более того, у каждого из нас случаются краткие моменты озарения и внутренней ясности, когда все страдания вдруг отступают на задний план и нас охватывает всепоглощающее чувство любви к миру. Так вот практика йоги – это один из наиболее эффективных инструментов его достижения.
8 ступеней йоги.
1. Яма – этические заповеди
- Ахимса – ненасилие
- Сатья – честность
- Астейя – отказ от воровства
- Брахмачарья – целомудрие
- Апариграха – умеренность в потребностях
2. Нияма –жизненные принципы
- Шауча – чистота
- Сантоша – удовлетворенность тем, что есть
- Тапас – дисциплина
- Свадхъяя – познание себя и самообразование
- Ишвара-пранидхана – посвящение себя Высшему Началу
3. Асана – поза
4. Пранаяма – работа с дыханием
5. Пратьяхара – контроль над чувствами
6. Дхарана – сосредоточение ума
7. Дхьяна – медитация
8. Самадхи – союз с Высшим Началом
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.
OK
Made on
Tilda